Украинцы в татарстанской осаде, или "УкрТатнафта" как символ полного ЕЭП
28 мая 2004 года

В понедельник НС ЗАО запросил у регистратора - "Укрнефтегаза" - реестр акционеров, имеющих право принимать участие в общем годовом собрании, но получил отказ. Реестродержатель сослался на решение Комсомольского районного суда Херсона от 21 мая сего года, наложившего запрет на выдачу данного документа. Основание - обращение в суд некоего Кирилла Дьяченко, который якобы 12 мая сего года приобрел пакет акций "УкрТатнафты", но не был внесен в реестр акционеров. Заявитель попросил суд наложить запрет на составление списка акционеров до тех пор, пока он не будет пополнен именем г-на Дьяченко, и суд пошел ему навстречу.

Этот нехитрый крючкотворский ход уже опробовался в прошлом году и тоже привел к срыву собрания акционеров. По-видимому, те, кому это на руку, решили не искать добра от добра и пошли проторенной дорогой. Примечательно при этом, что представители правления "УкрТатнафты" заявили, что знать не знают о каком-то новом акционере Дьяченко, а присутствовавший на заседании НС заместитель председателя Фонда госимущества (ФГИ) Украины Сергей Лазаренко заявил, что ФГИ ничего не известно о судебном решении. Члены НС все же попросили ФГИ разобраться в коллизии и разрешить ее, но стоит напомнить, что в прошлом случае для снятия запрета суда понадобилось 4 месяца (!), так что новую дату собрания акционеров "УкрТатнафты" Наблюдательному совету назвать было крайне затруднительно.

Зато НС, в котором доминируют представители татарстанской стороны, принял решение сменить реестродержателя, поручив ведение списка акционеров… самой "УкрТатнафте", недавно получившей, как выяснилось, лицензию на этот вид деятельности. Ход оригинальный и, возможно, даже сильный, но сначала "УкрТатнафте" придется расторгнуть договор с "Укрнефтегазом", а когда это удастся сделать - тоже неясно.

Если отбросить дипломатические экивоки, то очевидно, что все происходящее между акционерами "УкрТатнафты" вот уже два года - это борьба татарстанской стороны за полный контроль над Кременчугским НПЗ, обеспечивающим переработку нашей высокосернистой нефти и более 30 процентов рынка нефтепродуктов Украины. При достижении этого условия Татарстан готов капитально вложиться в модернизацию КрНПЗ, в чем предприятие отчаянно нуждается, и гарантированно удвоить поставки сюда сырой нефти. Казалось бы, с чисто прагматической точки зрения партнеры должны согласиться: во-первых, обещанные властями РТ на самом высоком уровне $200 млн ни на одном шляхе не валяются, а, во-вторых, глубокая модернизация КрНПЗ сулит Украине куда большие прибыли. Однако тут в дело вступают такие понятия, как суверенитет, национальная гордость и даже стратегическая безопасность, и дело заходит в тупик.

Из досье "Вид". ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "УкрТатнафта" создано в 1994 году указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского НПЗ. Сегодня, по данным ФГИ, фонду принадлежит 43,056% акций, Минземимуществу РТ - 28,78%, ОАО "Татнефть" - 8,61%, дружественным Татарстану компаниям SeaGroup International и AmRUZ Trading AG - соответственно 9,96% и 8,336%. Пакетами в размере до 0,5% акций владеют МТ-банк (Украина), "Татнефтехиминвест-холдинг", "Сувар Петролеум" (Татарстан), банк "Девон-Кредит" (Татарстан).

По данным Минтопэнерго Украины, в прошлом году Кременчугский НПЗ переработал 6,6 млн тонн нефти, на 3,6% меньше, чем годом ранее. Выпущено 1,53 млн тонн бензина, 1,9 млн тонн дизтоплива, 2 млн тонн мазута. В общем объеме переработки Украины доля Кременчугского НПЗ составляет 31%.

Борьба между татарстанскими и украинскими акционерами в ЗАО "УкрТатнафта" за контроль над компанией длится с начала 2002 года, когда украинская сторона впервые попыталась оспорить вхождение в общество американской компании Sea Group International и швейцарской AmRUZ Trading, подконтрольных Татарстану. Воспрепятствовать не удалось, и в результате Татарстан довел свою долю в капитале предприятия до 56%, а также получил перевес (6 мест против 5 украинских) в Наблюдательном совете ЗАО, наделенном широкими полномочиями.

По-видимому, исходя из соображений национальной безопасности в марте Верховная Рада (парламент) Украины не поддержала законопроекты об особенностях приватизации принадлежащего государству пакета акций в уставном фонде "УкрТатнафты", один из которых, насколько известно, предполагал преимущественное право на выкуп акций ЗАО действующих акционеров (читай - татарстанской стороны). В свою очередь этой стороной было заблокировано в ЗАО предложение о реализации госпакета на открытом аукционе. Вместо этого в ходе подготовки к собранию акционеров по итогам 2003 года в повестку был предложен вопрос о допэмиссии акций, которую могли бы выкупить за вышеназванные $200 млн представители РТ в "УкрТатнафте", но… где оно, это собрание?

Отвечая на вопрос "ВиД" о том, за счет чего же "УкрТатнафта" может провести так необходимую модернизацию производства КрНПЗ, Сергей Лазаренко высказался в том духе, что допэмиссия - не единственный, а в настоящих условиях и не лучший, возможно, способ решения проблемы. В качестве варианта ФГИ, как можно понять, рассматривает, в частности, продажу подконтрольной "УкрТатнафте" компании "Татнефтепром". Однако один из членов делегации РТ, прилетевшей в Киев на заседание НС во главе с первым вице-премьером Равилем Муратовым, заметил на это, что неясно, кто вообще возьмется сегодня покупать "Татнефтепром" и за какие деньги.

Представляется, что этот вариант - действительно частность, если не сказать - отговорка зампреда ФГИ. На самом деле с начала 2003 года, когда ФГИ впервые заговорил о конкурсах по продаже госпакетов украинских НПЗ и планах приватизации "УкрТатнафты", позиция Киева резко изменилась, и сейчас главенствует идея создания вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), в которой будут объединены государственные активы в нефтедобыче и нефтепереработке. В таком контексте рассчитывать на приобретение госпакета акций в "УкрТатнафте" или на размывание доли украинской стороны через допэмиссию Татарстану не приходится… если политический расклад в Украине не изменится столь же резко еще раз - после осенних выборов президента страны.

Во всяком случае, по мнению киевских собеседников "ВиД", до этого времени ситуацию можно считать законсервированной: никто не возьмется за решение весьма болезненной задачи. Что будет потом, сказать трудно, хотя Равиль Муратов дал понять после окончания заседания НС, что к вопросу о допэмиссии акций "УкрТатнафты" все равно придется вернуться, мол, другого пути нет.

Посмотрим. Пока же ситуация с совместным татарстанско-украинским предприятием может служить наглядным учебным пособием по перспективам формирования Единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Белоруссии, о котором неделю назад в очередной раз договорились президенты суверенных государств.
Киев - Казань.
Анастасия ГЕРАСИМОВА,
Юрий АЛАЕВ, "ВиД"